Что такое ICO?

ICO (Initial Coin Offering) — первичное размещение монет, в ходе которого организаторы продвигаемого проекта продают определенное количество выпущенных ими цифровых токенов за фиат (классические деньги — доллары, евро и т.п.) или криптовалюту (наиболее распространенные варианты — биткоин и эфириум).

Позже, приобретенные таким образом активы возможно использовать на самой платформе проекта для внутренних расчетов, а также продавать или покупать их на биржах.

Само собой разумеется, что цена токенов, а следовательно и доход инвесторов, будет зависеть от успешности, развития и процветания финансируемого в ходе ICO предприятия в будущем.

Например, токены Ethereum в ходе ICO в 2014 году продавались по цене менее одного цента за штуку — в настоящее время их цена в десятки тысяч раз больше.

ICO — инструмент для привлечения инвестиций

Простым языком, ICO — это еще один способ сбора средств, необходимых для окончательной разработки, запуска, маркетинга и дальнейшего развития проекта.

По сути, ICO — криптовалютный краудфандинг коллективное финансирование, добровольные взносы). Люди инвестируют в стартап на этапе зарождения, на этапе идеи, показавшейся им перспективной и интересной.

Такую процедуру сбора инвестиций можно сравнить с IPO — первичным размещением акций на биржах (Initial Public Offering), только вместо ценных бумаг инвесторы приобретают внутреннюю валюту проекта — токены. И, если в первом случае оплата может производиться только фиатными деньгами, то ICO предполагает сбор средств и в фиате, и в криптовалюте.

Зачем люди приобретают токены?

Инвесторы покупают токены в ходе ICO, рассчитывая:

  • Продать их в будущем в разы дороже, когда проект наберет обороты (если, конечно это произойдет)
  • Использовать приобретенные активы по прямому назначению, получая в дальнейшем заявленные проектом продукты или услуги по весьма заниженным ценам (опять же, если предприятие будет успешным)

Риски

Участие в ICO — довольно-таки рискованное предприятие. Есть риск нарваться на мошенников (скам), которые собирают средства под заведомо несуществующий проект, а затем скрываются с награбленным.

Поэтому прежде, чем принять участие в ICO, следует провести глубокий аудит рассматриваемого продукта:

  • На официальном сайте проекта должна быть опубликована публичная оферта, включающая в себя все необходимые соглашения и правила
  • White Рaper («белая книга» — документ с подробным описанием проекта) должен быть составлен грамотно
  • Компания должна быть официально зарегистрирована в соответствующих органах
  • Создатели проекта должны иметь незапятнанную репутацию и авторитет

Кроме того, даже если организаторы окажутся честны перед инвесторами — нет гарантии, что проект будет успешным и начнет приносить хоть какой-то весомый доход в будущем.

Вывод — риск весьма велик.

Этапы ICO

Объявление о намерении принимать инвестиции

Выпускается специальный документ — White Paper («Белая Книга») — где детально описываются сущность и главная мысль проекта, на который будут «скидываться» инвесторы. Организаторы пытаются рассказать о своей идее окружающим, заинтересовать потенциальных вкладчиков — в большинстве случаев это осуществляется посредством СМИ и социальных сетей.

Составление оферты
ICO пока не подвержены какому-либо регулированию с третьей стороны, однако есть некоторые формальности — например, организаторами могут выступать исключительно юридические лица (компании).
Составляется оферта, где детально прописаны все условия и сроки эмиссии (выпуска) токенов, а также планируемая сумма инвестиций.

Предпродажа (Pre-Sale, Pre-ICO)
Часто, определенный круг инвесторов получает возможность приобрести токены по специальной заниженной цене перед стартом публичных продаж. Как правило это относится к крупным инвесторам, которые готовы внести «круглые» суммы.

Маркетинг
Когда уже практически все готово к старту продаж, проводится мощная рекламная кампания и еще более детальное ознакомление общественности с главной идеей проекта и конечным продуктом. Обозначается дата старта и окончания продаж, а также другие важные условия, необходимые для потенциальных инвесторов.

Запуск ICO
Старт продаж — этап, когда происходит непосредственно реализация токенов. Обозначается общая стоимость всех эмитированных монет и стоимость токенов, доступных для покупки — столько средств намерены собрать организаторы ICO.

Очень часто организаторы ICO проводят баунти (Bounty) кампании – процесс выдачи подарочных токенов за определенные услуги – простую регистрацию в проекте, рекламу от третьих лиц на тематических сайтах, форумах или социальных сетях, адаптацию, вычитку и подготовку необходимых документов или пресс-релизов и т.п.

Примеры успешных ICO

EOS — платформа для автоматизации бизнес-процессов в сфере финансов — $200 млн
Status — децентрализованный мессенджер на основе блокчейн — $108
Bancor — площадка для обмена токенов стандарта ERC20 напрямую, без криптобирж — $153 млн
Tezos — система умных контрактов — $230 млн
Filecoin — платформа для хранения данных — $200 млн
Kik — мессенджер — $98 млн

Заключение

Можно ли заработать на ICO? Безусловно! В той же мере, как и потерять все вложенные средства. Нужно очень щепетильно подходить к выбору проекта, куда следует инвестировать — идея, команда с безупречной репутацией, доверие авторитетных участников рынка — вот главные критерии правильного выбора.