Руководство по ICO облегчит работу участников рынка
В феврале текущего года Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) опубликовала руководство по ICO, изложив в нём своё видение схемы применения законодательных норм регулирования финансового рынка при обработке запросов, поступающих от организаторов ICO. Мы решил подробно разобрать и проанализировать этот документ. Итак… В руководстве определены данные, необходимые FINMA для рассмотрения таких запросов, и […]
В феврале текущего года Швейцарская служба по надзору за финансовыми рынками (FINMA) опубликовала руководство по ICO, изложив в нём своё видение схемы применения законодательных норм регулирования финансового рынка при обработке запросов, поступающих от организаторов ICO. Мы решил подробно разобрать и проанализировать этот документ. Итак…
В руководстве определены данные, необходимые FINMA для рассмотрения таких запросов, и принципы, на которых будут основываться её ответы. По замыслу авторов, документ должен облегчить работу участников рынка.
В последнее время FINMA столкнулась с резким ростом числа ICO, планируемых или осуществляемых на территории Швейцарии. Соответственно, выросло число запросов о применимости регуляторных норм. Для устранения неясности FINMA опубликовала рекомендации, дополняющие предыдущее руководство, опубликованное в 2017 году. Обеспечение прозрачности рассмотрения запросов крайне важно на сегодняшний день, особенно учитывая динамику рынка и высокий уровень спроса. Регулятор отмечает, что решение в каждом случае будет приниматься в индивидуальном порядке.
Положения финансового законодательства применимы не ко всем ICO. В зависимости от метода создания ICO, нормативные требования могут распространяться не на все случаи. Обстоятельства необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Как изложено в руководстве FINMA от 04/2017, существует несколько областей, в которых ICO могут подпадать под действие норм регулирования финансового рынка. В настоящее время нет конкретных положений, регулирующих ICO, и соответствующего прецедентного права или общепринятой правовой доктрины.
Принципы FINMA ориентированы на функционал и возможности транзакций токенов. При анализе ICO FINMA будет обращать особое внимание на экономические функции и цели токенов (т.е. основанных на блокчейне единицах), выпущенных организатором ICO. Ключевыми факторами является основная цель токенов, их конвертируемость или обращаемость. В настоящее время нет общепризнанной терминологии для классификации токенов ни в Швейцарии, ни на международном уровне. FINMA классифицирует токены по трём типам, но возможны и смешанные формы.
- Платёжные токены. Это, по сути, криптовалюты. Они не имеют никаких дополнительных функций или ссылок на другие программные проекты. Токены могут в некоторых случаях развивать необходимый функционал и приниматься в качестве платёжного средства в течение какого-либо периода времени.
- Служебные токены. Это токены, предназначенные для обеспечения цифрового доступа к приложению или сервису.
- Токены-активы. Представляют такие активы, как: участие в реальных физических сделках, компаниях, источники доходов, право на получение дивидендов, выплаты процентов. С точки зрения их экономической функции, токены аналогичны акциям, облигациям или деривативам.
Упор на борьбу с отмыванием денег и нормы регулирования рынка ценных бумаг
Анализ, проведённый FINMA, показывает, что наиболее эффективными регулирующими нормами для рынка ICO являются нормы, направленные на борьбу с отмыванием денег и регулирование рынка ценных бумаг. Проекты, которые подпадают под действие «закона о банковской деятельности» (регулирование депозитов) или «Закона о коллективном инвестировании» (регулирующего продукты инвестиционных фондов), не являются типичными. Закон о борьбе с отмыванием денег содержит требования к финансовым посредникам, включая, например, необходимость установления личности владельцев и бенефициаров. Закон направлен на защиту финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма. Риски, связанные с отмыванием денег, особенно высоки в децентрализованной системе на базе блокчейна, в которой активы могут передаваться анонимно и без каких-либо посредников.
Применение норм и правил регулирования ценных бумаг должно обеспечить участникам рынка ICO возможность принимать решения об инвестициях, основываясь на необходимом минимуме надёжной информации. Более того, процесс распродажи токенов должен быть справедливым, надежным и предлагать эффективный механизм ценообразования.
Платёжные ICO
Для ICO, где токен изначально предназначен для использования в качестве платёжного средства и может сразу использоваться для транзакций, FINMA будет требовать соблюдения положений о борьбе с отмыванием денег. Однако FINMA не будет рассматривать такие токены, как ценные бумаги.
Служебные ICO
Эти токены не квалифицируются как ценные бумаги только в том случае, когда их единственной целью является предоставление прав цифрового доступа к приложению или услуге и если токен используется таким образом уже в момент выпуска. Если служебный токен функционирует исключительно или частично как инвестиции с экономической точки зрения, FINMA будет рассматривать такие токены, как ценные бумаги, т.е. как токены-активы.
Токены-активы
FINMA рассматривает токены-активы в качестве ценных бумаг. Это означает, что они должны соответствовать требованиям законодательства о ценных бумагах и гражданского права в соответствии со швейцарским кодексом обязательств (например, требования к проспектам эмиссий). В противном случае торговля ими будет запрещена. ICO могут также существовать в смешанных формах вышеперечисленных категорий. Например, положения о борьбе с отмыванием денег будут применимы к служебным токенам, которые также широко используются в качестве платежного средства или предназначены для использования в таком качестве.
Инновационный потенциал блокчейна
FINMA признаёт инновационный потенциал технологии блокчейн. Ясность основополагающих принципов гражданского права станет решающим фактором в обеспечении эффективной работы и успешности этой технологии на территории Швейцарии.
По словам генерального директора FINMA Марка Брэнсона, применение технологии блокчейн как внутри финансового рынка, так и в других отраслях экономики имеет инновационный потенциал. Однако проекты на базе блокчейна, реализуемые аналогично с регулируемыми видами деятельности, не могут просто уклониться от соблюдения опробованной и проверенной нормативной базы.
«Наш взвешенный подход к рассмотрению проектов и запросов, связанных с ICO, позволяет новаторам хорошо ориентироваться в нормативно-правовой сфере и запускать свои проекты, не нарушая законов, защищающих инвесторов и целостность финансовой системы».
FINMA неоднократно привлекала внимание общественности и инвесторов к потенциальным рискам ICO. Токены, приобретенные в ходе ICO, скорее всего, будут подвержены высокой волатильности.
Поскольку многие ICO-проекты находятся на ранней стадии разработки, они зависят от множества неопределенных факторов. Более того, трудно сказать, имеют ли контракты, заключаемые посредством блокчейн-технологий, обязательную юридическую силу согласно действующему гражданскому законодательству.
В сентябре 2017 года было объявлено, что FINMA проводит расследования по ряду случаев, связанных с ICO. Если надзорный орган обнаружит, что бизнес-модели ICO, нарушая соответствующий закон, пытаются обойти регулирующие нормы или являются мошенническими схемами, то он запустит исполнительное производство.
Комментарии: