skip to Main Content

Реальное положение дел в индустрии майнинга криптовалют. Часть 2

Ведущий разработчик Sia, платформы облачных хранилищ данных на основе блокчейна, Дэвид Ворик в своем блоге опубликовал весьма интересную статью о майнинге криптовалют и реальном положении дел в индустрии.

Реальное положение дел в индустрии майнинга криптовалют. Часть 2

Уловки производителей.

В сфере разработки традиционных чипов проходит около двух лет, прежде чем идея инженера превратится в готовый продукт. Но в случае с устройствами для майнинга Sia и Decred, похоже, полный цикл разработки займет около 13 месяцев. Если бы нам снова пришлось выполнять подобный проект, думаю, мы сократили бы сроки до 9 месяцев.

Огромная часть потраченного времени ушла на тонкую настройку маршрутизации сигналов для чипа. Есть способ разработки и побыстрее, он сочетает установку детали и ее маршрутизацию. Такой способ сокращает время создания чипов на 3 месяца, но в итоге получается продукт, работающий от 2 до 5 раз медленнее, чем отдельно обработанный чип. Думаю, если бы мы пользовались упомянутым выше способом разработки, то сократили бы ее цикл вплоть до 6 месяцев.

У Bitmain, похоже, ушло около 5 месяцев на создание А3, и, по нашим оценкам, Halong спроектировала B52 примерно за 9 месяцев. Мы подозреваем, что обе компании пользовались упрощенными моделями маршрутизации чипов, особенно если учесть относительно слабую производительность обоих продуктов.

Это — временные рамки процесса создания чипа с нуля. Если ваша цель — угнаться за хардфорками, времени будет значительно меньше. Если вы заранее знаете, что в определенное время придется переделать чипы, открываются возможности оптимизации, уменьшающей общее время от проектирования до поставки на рынок. Изменить концепцию для адаптации к новым условиям куда легче, чем создавать совершенно новый продукт с нуля. Команда профессионалов способна справиться с такой задачей примерно за 2 недели. А значит, если постараться, можно уместить дальнейший цикл разработки приблизительно в сорок дней. Нужно будет переслать чипы производителю для пересборки, что займет порядка недели, и, наконец, дождаться готовых моделей и установить их на свою ферму.

Если все детали, схемы и тому подобное приготовлено у вас заранее, вы, вероятно, сможете модернизировать чип для работы после хардфорка примерно за 70 дней, по крайней мере, в теории. На практике же Bitmain нужно будет около 3-4 месяцев, чтобы адаптировать существующие чипы к хардфорку, а если заранее не приготовиться к работе, процесс растянется на 4-5 месяцев. Любая компания кроме Bitmain к этому сроку может смело добавлять еще порядка 30-60 дней.

Масштабная экономика

Некоторые люди уже сейчас хорошо понимают экономические эффекты масштабирования бизнеса. Чем больше вы тратите денег, тем эффективнее каждый доллар. Этот эффект сохранялся в ситуациях любого масштаба, с которыми я имел дело, включая те, где суммы варьируются от миллиардов до десятков миллиардов долларов.

Простейшим образом эффект проявляется в объемах поставок. Закажете сто тысяч радиаторов — получите одну цену. Закажете миллион — другую, получше. С увеличением объема заказа цена падает. Этот эффект справедлив почти для любого аппаратного обеспечения, и объясняется он тем, что производители при достаточном объеме заказа могут покупать и выделять оборудование специально для выполнения вашего заказа, таким образом повышая эффективность производства до 100%. Чем больше масштаб, тем сильнее можно специализировать желаемый продукт (и это вдобавок к низкой цене!) — а в итоге получается партия более эффективного и при этом дешевого оборудования.

На каком-то этапе может иметь смысл выкупить у изготовителя все производственные мощности. Огромную часть заводских цен составляет оборудование. Если станки не заняты 50% времени, то цена аппарата, который они произведут, будет в 2 раза выше той, что получится у станка, работающего постоянно. По мере увеличения времени выполнения и объема заказов можно начать заказывать узкоспециализированное оборудование, которое без перерывов производится только для вас, что, опять же, заметно снижает цену.

Кто-то должен изготовить это оборудование. Если ваш бизнес разрастется до того, что вы станете постоянно заказывать конкретный узкий продукт, производитель может начать выделять вам специальные линии поставок и заказывать средства производства по выгодным ценам — теперь они работают 100% времени, что сбивает цену еще сильнее.

И это только начало. На каждом шагу все поставщики, производители и так далее стремятся получить прибыль в районе 30%, в зависимости от стоимости ваших заказов. Если у вас имеется достаточно денег, можно начать процесс вертикальной интеграции, снижая выручку посредников, выкупая их долю или заменяя их собственными отделами поставок.

Процесс производства аппаратного обеспечения состоит из множества ступеней. Нужно закупать сырье, наподобие железа и горючего, обрабатывать материалы, изготавливать из них базовые запчасти, использующиеся по общему назначению. Базовые части создаются около полугода, так что у поставщиков их полно на складе, чтобы можно было быстро предоставить клиенту готовое решение. Каждая ступень производства вовлекает новых посредников и понижает эффективность, особенно если ступень ориентирована на неспециализированные части продукта. Если существует узкая задача, поставленная в достаточно большом масштабе, чтобы окупить затраты всей цепи поставщиков, это уменьшит затраты и время выполнения заказа, улучшит качество и производительность, и никто из конкурентов не сможет угнаться за вашими показателями.

Грубо говоря, каждый раз, когда вы увеличиваете сумму потраченных денег в 10 раз, на каждом произведенном продукте вы экономите около 30%. То есть, если потратить на партию майнинг-чипов 100 миллионов долларов, на каждый вы затрачиваете по 500$. А если увеличить траты до миллиарда, цена на один чип упадет до 350$ — просто из-за объема заказа. На отметке в 10$ млрд. цена единицы продукции составит уже 245$. И не забывайте, что чипы не просто дешевеют, они становятся производительнее из-за более высокой степени специализации. Так что, масштабируя бизнес, вы не только экономите деньги, но получаете еще и прирост качества.

Грязные игры

Когда мы только начинали с Obelisk, нас множество раз предупреждали, что Bitmain ведет нечестную игру, и что если мы откроем производства в Китае, им не дадут работать.

Мы обсудили эту проблему со всеми партнерами и решили сотрудничать с американским производителем, владевшим мощностями в Китае. Предложение нас привлекло, поскольку цены были почти в два раза ниже тех, что пришлось бы платить за производство в Америке, а затраты на производство у нас занимали в списке расходов первое место.

Мы сделали все возможное, чтобы партнер остался никак не связан c Obelisk, не указали производителя на сайте или где-либо в публичных источников, а также очень серьезно отнеслись к тому, кому мы раскрываем эту информацию. Как только могли, мы изолировались от производящей стороны.

Но, когда мы уже потратили много времени, за которое можно было связаться с иными производителями, наш партнер позвонил нам и сообщил практически без объяснений, что не сможет выполнять условия договора. Как нас и предупреждали, попытка открыть производство в Китае провалилась. Вся эта затея стоила нам приблизительно 2 миллиона долларов.

У нас нет абсолютно никаких доказательств, что Bitmain как-либо замешан в этом деле. Были и другие игроки, обращавшиеся к нам и сообщавшие, что столкнулись с подобными проблемами, но и у них не было никаких доказательств. Я вообще сомневался, стоит ли включать этот раздел в статью, ведь, по сути, у нас нет ничего, кроме предупреждений, в конечном счете оказавшихся верными.

Тем не менее, всей отрасли хороши известны грязные методы работы Bitmain, и очень многие фирмы предположили, что они и ранее, и в будущем собираются нарушать нашу цепочку поставок, чтобы гарантировать, что мы не добьёмся успеха. То же самое они делают со всеми из их конкурентов.

Майнинг-фермы.

 

Майнинг-фермы — пожалуй, единственная отрасль, где масштабирование производства не является решающим фактором. Выгодные тарифы на электроэнергию не так уж часто встречаются и не концентрируются в одной точке планеты, так что в каждом конкретном случае они обусловлены уникальностью обстоятельств. Крупным компаниям, таким образом, сложно создать систему, пользующуюся дешевым электричеством по всему миру. Сейчас самые дешевые источники энергии дата-центров принадлежат маленьким группам, зачастую не владеющим всем хешрейтом или всей энергией полностью.

По моим данным средняя профессиональная майниг-ферма платит за электричество от 4 до 6 центов, и потом еще 3-6 центов за техобслуживание и менеджмент. Общая стоимость составляет 50$ за киловатт в месяц — вероятно, это значение близко к медианному среди майнинг-ферм. По мере совершенствования технологий в 2019 и 2020 годах цена должна приблизиться к отметке в 35$ (включая налоги, обслуживание и т.д.). Никто в отрасли не платит более 80$ за киловатт в месяц, оставаясь при этом на плаву, только если цена токена не переживает бурный подъем.

Топ-20% майнеров, похоже, платят за месяц менее 35$ за киловатт в час, из них топ-5%, по-видимому, платят менее 20$. Если цена биткоина упадет сколько-нибудь существенно, то, по моим оценкам, все эти группы смогут сохранить прибыльность, а вот тем, кто платит более 50$ в месяц, пришлось бы уйти.

Трудно понять, где на этой шкале находится Bitmain, однако на основе оценки публичных данных, стоимость их электричества — порядка 30$ за киловатт в месяц. То есть они выбили лучшую цену по сравнению с медианной, но не входят в «элитный клуб».

Чипы не важны

Большая часть стартапов в сфере майнинга, похоже, слишком беспокоятся о самих чипах для добычи криптовалют. Но чипы на самом деле и вполовину не так важны. Они важны, разумеется (так что прошу прощения за подзаголовок), тем не менее, если аппаратура — это все, что у вас есть, вы не сможете составить конкуренцию рынку.

Задача майнера — перебрать наибольшее количество хешей за наименьшую цену. Покупка быстрых аппаратов означает, что для вычисления большего количества хешей придется потратить меньше денег. Энергоэффективное оборудование экономит ваши средства на коммунальных тарифах. Но майнер тратит деньги не только на аппаратуру и электричество. Деньги уходят также на PCB, на контроллеры, порты (вроде Ethernet-портов), источники питания и системы управления питанием, на охлаждение, на корпуса, полки на майнинг-ферме и так далее.

Сам майнинг-чип — лишь часть уравнения в задачке для майнера. Забывая о полной картине, вы рискуете потерять деньги. На самом деле таковой была одна из причин, уничтоживших Lab Butterfly Labs (среди многих других причин) — они разработали высокопроизводительный чип, выделявший тепла на целые сотни ватт. Для сравнения, чипы Bitmain обычно выделяют около шести ватт каждый. Там, где Bitmain мог закупиться дешевыми системами охлаждения, Butterfly Labs пришлось возиться с дорогими, ультрасовременными и ненадежными системами. В конечном итоге эта ситуация вылилась в то, что их продукт не завоевал рынок и оказался слишком дорогим, чтобы можно было на нём работать.

Bitmain впечатляет

Люди склонны недооценивать Bitmain. Да, у этой компании больше денег, и да, они доминируют благодаря эффекту масштаба. Но еще они держат первенство потому, что время выхода их продукта на рынок меньше, чем у любой другой компании. Они доминируют, потому что в их распоряжении лучшие разработчики аппаратов для майнинга. Они первые, потому что внедряли инновации, снижая издержки и устраняя неэффективности, о которых большинство людей и не знает. Они нанимают лучших специалистов и хорошо платят им. И они упорно трудятся, чтобы гарантировать, что на каждом этапе их компания остается на вершине.

Тут не так уж и много можно сказать. Я полагаю, многие недооценивают Bitmain или считают, что те не смогут идти в ногу со временем, не играя грязными методами. Но это не так. Они придерживаются нечестных методов игры лишь потому, что это еще одна ступень в процессе оптимизации и потому, что они знают, что им это сойдет с рук. Все, что они делают, оптимизировано. Если хотите понять положение в сфере майнинга, придется осознать, что компания, контролирующая доминантную долю рынка — это впечатляющая, высококвалифицированная и хорошо продуманная структура.

Заключение

Важнейший вывод из сказанного — майнинг для крупных игроков. Чем больше денег потратите, тем больше преимуществ получите, и это уравнение так просто не перепишешь. По крайней мере, если придерживаться консенсуса в том виде, как его задумывал Накамото, похоже, на рынке может остаться лишь один крупный игрок, контролирующий большую часть хершейта. В оптимистичном случае останется 2-3 крупных объединения, идущих на равных. Но я не думаю, что в ближайшие десятилетия мы станем свидетелями ситуации, при которой множество фирм-производителей оборудования для майнинга создаст конкурентоспособные продукты. Производство майнинг-чипов ведет к централизации, и она развивается по множеству направлений.

Несмотря на то, что новости грустные, для биткоина или иных криптовалют на основе Proof of Work это вовсе не конец света. Неплохо, конечно, децентрализовать хешрейт, но есть масса иных стимулов и механизмов, сдерживающих монополистов. Отличный пример — Segwit2x. Более 80% хешрейта открыто поддерживали запуск Segwit2x, но в итоге затея не увенчалась успехом.

Есть множество инструментов, доступных разработчикам токенов и их сообществам. Они позволяют бороться с враждебным хершейтом: в числе этих инструментов — хардфорки и расколы сообщества. Владельцы хеш рейтов знают об этом, и никогда не предпримут неосторожных поспешных действий, способных угрожать их стабильному денежному потоку. Так что теперь, когда нам известно, что следует ожидать притока массивного централизованного хешрейта, мы все, и разработчики, и инвесторы, продолжим работу над системами, устойчивыми к объединению больших мощностей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top
×Close search
Поиск
Поиск
Generic filters
Exact matches only
Filter by Custom Post Type